ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Петровская школа №1»

ПРИНЯТО
На педагогическом совете МБОУ
«Петровская школа №1»
Протокол №1 от 26.01.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________ И.И. Васькив
Приказ № 116 от 01.03. 2023

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями
здоровья
в МБОУ «Петровская школа №1»

1.

Общие положения

1.1
Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных
программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в МБОУ
«Петровская школа №1» (далее Школа), а также права и обязанности участников
инклюзивного (интегрированного) образования.
1.2
Положение разработано в соответствии со следующими нормтивными
документами:
− Конституцией Российской Федерации;
− Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
− Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв.
Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761);
− Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о
правах инвалидов»;
− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
− Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
АООП для обучающихся с ОВЗ, утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28;
1.3
В Положении используются следующие понятия:
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 ФЗ-27).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ-273). Группы обучающихся с ОВЗ глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического
спектра, со сложными дефектами и другие обучающиеся с ограниченными возможностями

здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ-273).
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)/
адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273).
1.4.
Цель инклюзивного (интегрированного) образования – реализация права
обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции
нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов.
1.5.
Задачи инклюзивного (интегрированного) образования:
− создание эффективной системы психолого-педагогического и медико социального
сопровождения
обучающихся,
воспитанников
в
общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков
их психофизического развития;
− освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
− формирование у всех участников образовательного процесса толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ.
1.6. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении может быть
организовано в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений
здоровья.
1.7. Инклюзивное (интегрированное) обучение организуется:
− посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения;
− посредством функционирования отдельного класса для детей с ОВЗ в
общеобразовательном учреждении для обучающихся, не имеющих таких
ограничений или имеющих другие ограничения здоровья.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть
организовано:
− по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
− адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
ПМПК;
− по индивидуальной образовательной программе (СИПР).
2.2. Инклюзивное образование в образовательных организациях является приоритетной
формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями
здоровья на всех уровнях общего образования. Инклюзивное образование детей может быть
организовано:
− в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений,
в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных
программ всеми обучающимися);
− в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного) класса для
детей с ОВЗ
− в форме индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского
заключения).
2.3. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются:

− создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура, нормативноправовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
− создание специальных образовательных условий;
− деятельность службы психолого–педагогического и социального сопровождения,
обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого- -педагогического
консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
− повышение квалификации педагогических работников и администрации в области
инклюзивного образования.
2.4. Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей (законных
представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК).
2.5. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
− предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей);
− предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования,
учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап
включения в образовательный процесс;
− разработка
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
(адаптированной образовательной программы);
− определение специалистов для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия с целью создания специальных образовательных условий в
соответствие с заключением ПМПК);
− заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап: включает в себя;
− организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей
и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП);
− по истечении диагностического периода разработку психолог-педагогическим
консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме
инклюзивного образования и ознакомление с заключением о рекомендованной
форме родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
− разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного
маршрута, обучающегося с ОВЗ; корректировка АООП (АОП) в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода;
− реализация
адаптированной основной
общеобразовательной
программы
(адаптированной образовательной программы);
− мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы (адаптированной образовательной программы);
− вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на
данном этапе обучения решается на заседании ППк.

3.
3.1.

Организация образовательной деятельности при инклюзии
Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ в

условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе (группе) для
детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с
установленными требованиями СанПиН.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся
с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации
инвалида.
3.3 Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных
потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных,
которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации
ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
3.4. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.5. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является
программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в школе
могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.6. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной
деятельности), которое определяется школой в соответствии с установленными
требованиями СанПиН.
3.7. Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется
школой самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
3.8. Адаптированные образовательные программы реализуются школой как
самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
3.9. Комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение,
динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется
психолого- медико-педагогическим консилиумом школы.
3.10. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.11. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам
обучения.
3.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с
ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3.13. Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ «Петровская школа
№1», обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
проводится всоответствии с действующим законодательством.
3.14. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается
документ об образовании.
3.15. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
выдается свидетельство об обучении.
4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
4.1. Психолого- педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в Школе

осуществляет психолого-педагогический консилиум (далее ППк).
4.2. Специалисты ППк: - осуществляют психолого- педагогическое обследование детей с
ОВЗ; - определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии; - проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками Школы, направленную на подготовку к
организации инклюзивного образования; - отслеживают эффективность обучения детей с
ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК; - осуществляют анализ выполненных
рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии.
4.3. Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги, имеющие дефектологическое
образование или прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку).
4.4. Результаты адаптации обучающихся, формирования навыков образовательной
деятельности, освоение образовательных программ, показатели функционального
состояния их здоровья фиксируются в документации ППк.
5. Методическая поддержка.
5.1. Методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую координацию
деятельности Школы в организации инклюзивного образования оказывает муниципальный
орган управления в сфере образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».