Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петровская школа №1»
Красногвардейского района Республики Крым
Согласованы и приняты на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2021 года
Утверждаю
Приказ №375 от 31.08.2021 года
_____________ Е.Н Ушакова
Дополнения и изменения
Основной образовательной программы
основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Петровская школа №1»
Красногвардейского района Республики Крым
с. Петровка
2021 г.
1
Дополнения
к основной образовательной программе основного общего образования
На основании Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373»; Письма Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.10.2017г № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на
получение образования на родном языке», Письма Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 09.10.2017 №05-453 и от 24.1-.2017г.№05-475 «О направлении
информации»; Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 10.11.2017 № 02-01-81/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения
родного языка»
1. Пункт 1.2. «Планируемые результаты освоения обучающимися Основной образовательной
программы основного общего образования» в части Предметных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Дополнить новыми пунктами следующего содержания:
Предметная область «Родной язык и родная литература».
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
-воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
-приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
-получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература"
должны отражать:
1.2.3.6.1 Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма),
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
2
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
1.2.3.6.2 Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
1.2.3.6.3 Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предметная область «Основы духовно - нравственной культуры народов России» (далее
предметная область ОДНКНР) должна обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
приверженности ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской
Федерации, гражданской активной позиции в общественной жизни,
знание основных
норм морали, культурных традиций народов России, формирование
представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в
становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
(учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. Обеспечивает достижение следующих результатов:
• воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
• воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
3
•
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
• формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий,
их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
• формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Выпускник научится:
• характеризовать основные понятия религиозных культур; историю
возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в
истории
России;
• понимать особенности и традиции
религий;
• понимать описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь;
• описывать различные явления религиозных традиций и культур;
Выпускник получит возможность научиться:
• устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и
общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
• строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
• участвовать в диспутах;
• слушать собеседника и излагать свое мнение;
• готовить сообщения по выбранным темам.
Исключить из п.2.2. «Программы отдельных учебных предметов, курсов» курс
«Крымоведение»
3. В содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования
в пункты:
2.2 Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов.
Дополнить список рабочих программ, изложить в следующей редакции
Программы отдельных учебных предметов, включенных в обязательную часть учебного плана
ООП ООО, приведены в Приложениях ООП ООО:
• Программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов;
• Программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов;
• Программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 5-9 классов;
• Программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5-9 классов;
• Программа по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)» для 5-9 классов;
• Программа по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» для 5-9 классов;
• Программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский)» для 5-9 классов;
• Программа по учебному предмету «Математика» для 5-6 классов;
• Программа по учебному предмету «Алгебра» для 7-9 классов;
• Программа по учебному предмету «Геометрия» для 7-9 классов;
4
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Программа по учебному предмету «Информатика» для 5-9 классов;
Программа по учебному предмету «История России. Всеобщая история»» для 5-9 классов;
Программа по учебному предмету «Обществознание» для 5-9 классов;
Программа по учебному предмету «География» для 5-9 классов;
Программа по учебному предмету «Основы духовно – нравственной культуры» для 5
класса;
Программа по учебному предмету «Физика» для 7-9 классов;
Программа по учебному предмету «Химия» для 8-9 классов;
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-8 классов;
Программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов;
Программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов;
Программа по учебному предмету «Физическая культура» для 5-9 классов;
Программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9
классов;
4. В организационный отдел основной образовательной программы основного общего
образования пункт:
3.1. Учебный план основного общего образования
Изложить в следующей редакции:
Учебный план МБОУ «Петровская школа №1», реализующий основное общее образование,
обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного
образовательного стандарта, фиксирует объем учебной нагрузки обучающихся (недельный и
годовой); определяет (регламентирует состав и структуру обязательных предметных областей,
перечень учебных предметов, курсов, и время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план основного общего образования обеспечивает преподавание и изучение
государственного языка Российской Федерации - русского языка и родного языка из числа языков
народов Российской Федерации (в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
и их родителей (законных представителей)), а также устанавливает количество занятий, отводимых
на изучение, по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
- русский язык и литература (русский язык, литература);
- родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
- иностранные языки (иностранный язык (английский),
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
-общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, история, обществознание,
география);
- основы духовно-нравственной культуры народов России (основы духовно-- - нравственной
культуры народов России);
- естественнонаучные предметы (биология, физика, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура).
Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» и «Основы духовнонравственной культуры народов России» реализуются в соответствии с запросом обучающихся и
их родителей (законных представителей), на основании их заявлений (выбор языка обучения).
Учебный план содержит две части:
1. Обязательная часть.
5
2. Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает в себя состав учебных предметов
обязательных предметных областей; учебное время, отводимое на изучение учебных предметов по
классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), приоритетные направления
образовательной деятельности образовательной организации в соответствии с целевыми
ориентирами и задачами реализации ООП ООО.
Учебный план
основного общего образования
Учебный план основного общего образования представлен недельным вариантом
распределения учебных часов, которые определяют объем изучения учебных предметов.
Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения
образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года
составляет в 5-9 классах 34 недели. Продолжительность урока 45 минут. Режим учебных занятий
предусматривает пятидневную учебную неделю для 5-9 классов.
Организация образовательной деятельности регламентируется
календарным учебным
графиком и расписанием занятий. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет 25 календарных дней, летние каникулы – 98 календарных дней.
Учебный план 5-9 классов включает учебные предметы федерального компонента и часть,
формируемую участиками образовательных отношений в соответствии с максимально допустимой
недельной нагрузкой в режиме 5-дневной учебной недели.
Учебный план для 5-9 классов реализуется согласно Федеральному государственному
стандарту основного общего образования и состоит из федерального компонента и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Преподавание предметной области «Родной язык и родная литература»
Согласно заявлениям родителей предметная область «Родной язык и родная литература» на уровне
основного общего образования представлена параллельным преподаванием таких предметов:
Родной (русский) язык (1 час), родная (русская ) литература (1час) в каждом классе,
параллельно проходят занятия по родному языку (крымскотатарскому) , родной литературе
(крымскотатарской ) в следующих классах: 5-А, 5-Б, 5-К, 6-Б, 6-В, 7-Б, 7-В, 8-А, 8-Б, 8-М (на
уровне основного общего образования – 27 человек).
В школе изучается один иностранный язык – английский. В связи с отсутствием
педагогических кадров, необходимых условий и средств,обеспечивающих выполнение
рабочих программ учебный предмет, «Второй иностранный язык» в МБОУ «Петровская
школа №1» не изучается.
Промежуточная аттестация в 5-9 классах – это отметка, полученная обучающимисяза год.
Форма промежуточной аттестации - учет текущих образовательных результатов.
Часы, предлагаемыее на изучение второго иностранного языка, но не использованные по прямому
назначению, использованы в части, формируемой учасниками образовательных отношений:
Часть,
Часы,
формируемая
Распределение отведенные Распределение
учасниками
часов по
на изучение
часов по
Параллель
образовательных
классам и
второго
классам и
отношений
параллелям
иностранного параллелям
(приложение 5 )
языка
6
5-А,Б,В,
5-кд (кадетский)
5-К
(Курчатовский)
1
Биология
1
География
2
Биология
География
1
Матемтика
6-А,Б,В
1
Биология
1
Физическая
культура
6-К
(Курчатовский)
2
Биология
География
1
Математика
7-А,Б,В
1
Биология
1
8-А,Б,М
0,5
1
9-А,Б,В,Г
0,5
Родная
литература
Родная
литература
Физическая
культура
Физическая
культура
1
Математика
Особенности учебного плана экспериментального «Курчатовского класса»
На основании приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об
утверждении региональных инновационных площадок, осуществляющих деятельность на
территории Республики Крым в сфере образования» от 25.06.2020 №959 МБОУ «Петровская
школа №1» присвоен статус региональной инновационной площадки «Курчатовский проект».
Учебный план «Курчатовского класса» разработан в соответствии с требованиями ФГОС
ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 (в ред. Приказа от 31.12.2015 №1577).
Учебный план «Курчатовского класса» включает следующие компоненты:
− обязательная часть;
− часть, формируемая участниками образовательных отношений;
− внеурочная деятельность, представленная как модульный междисциплинарный курс
естественнонаучной направленности, позволяющий формировать у обучающихся целостное
представление о мире, а также проблемах, связанных с внедрением новейших технологий.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений используется
следующим образом: для увеличение объема учебного времени 2 часа на изучение математики
(итого 7 часов), 1 час на изучение биологии (итого 2 часа), 1 час на изучение географии (итого 2
часа), 1 час на изучение информатики.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
основного общего образования организована внеурочная деятельность в объеме 6 часов в неделю:
• общеинтеллектуальное
– программой
модульного междисциплинарного курса
«Курчатовский компонент» (5 часов)
• спортивно-оздоровительное - «ОФП» (1 час)
Предметные области
Учебные предметы
Русский язык и
литература
Русский язык
Литература
Родной язык
(русский)
Родной язык
(крымскотатарский)
7
Количество часов в неделю
5555-КД
5-К
кадетский
курчатовский
А
Б
В
4
4
4
4
2
2
2
2
2
Все
го
20
10
1
1
1
1
1
5
1
1
-
-
1
3
Родная литература
1
1
1
1
(русская)
Родная литература
1
1
(крымскотатарская)
Иностранный язык
3
3
3
3
(английский)
Иностранные языки
Второй иностранный язык
История России.
2
2
2
2
Всеобщая история
Общественно-научные
предметы
Обществознание
География
1
1
1
1
Математика
5
5
5
5
Алгебра
Математика
и информатика
Геометрия
Информатика
Основы
Основы духовнодуховнонравственной
нравственной культуры
1
1
1
1
культуры народов России народов России
Физика
Естественно-научные
Биология
1
1
1
1
предметы
Химия
Музыка
1
1
1
1
Искусство
Изобразительное искусство 1
1
1
1
Технология
Технология
2
2
2
2
Физическая культура и
ОБЖ
основы безопасности
Физическая культура
2
2
2
2
жизнедеятельности
ИТОГО
27 27 27 27
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Биология/дополнительно
+1 +1 +1 +1
География /дополнительно
+1 +1 +1 +1
Математика /дополнительно
Максимально допустимая недельная нагрузка
29 29 29 29
Внеурочная деятельность
«Занимательный
Общекультурное
1
английский язык»
Духовно-нравственное
«Патриот»
2
строевая подготовка
2
Спортивнооздоровительное
ОФП
1
1
1
1
«Курчатовский компонент» - модульный
междисциплинарный курс
1
5
1
3
3
15
-
-
2
10
1
5
5
25
1
5
1
5
1
1
1
5
5
9
2
10
26
134
+1
+1
+1
29
5
5
1
145
1
1
2
2
5
5
5
Всего финансируется
39
39
39
39
39
195
Использовано для финансирования
31
30
30
34
35
160
Предметные
области
Учебные
предметы
Русский язык и
литература
Русский язык
Литература
Количество часов в неделю
6-К
6-А
6-Б
6-В
курчатовс
кий
4
4
4
4
3
3
3
3
8
Всего
16
12
Родной язык и
родная
литература
Иностранные
языки
Общественнонаучные
предметы
Математика и
информатика
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Родной язык
Родной язык
(русский)
Родной язык
(крымскотатарски
й)
Родная литература
Родная
литература
(русская)
Родная
литература
(крымскотатарска
я)
Иностранный язык
(английский)
Второй
иностранный язык
История России.
Всеобщая история.
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
ОБЖ
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
-
1
1
-
2
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
-
1
1
-
2
3
3
3
3
12
-
-
-
-
-
2
2
2
2
8
1
1
5
1
1
5
1
1
5
1
1
5
4
4
20
1
1
1
1
1
1
1
1
4
4
1
1
1
1
4
Технология
2
2
2
1
Физическая
культура и
основы
Физическая
безопасности
2
2
2
2
культура
жизнедеятельност
и
ИТОГО
28
28
28
27
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая культура
+1
+1
+1
Биология
+1
+1
+1
+1
География
+1
Математика
+1
Максимально допустимая недельная
30
30
30
30
нагрузка
Внеурочная деятельность
Социальное
«Слушать подано!» 1
СпортивноОФП
1
оздоровительное
9
7
8
111
3
4
1
1
120
1
1
«Курчатовский
компонент»
модульный междисциплинарный курс
Всего финансируется
40
Использовано для финансирования
31
Предметные
области
Русский язык
литература
Учебные предметы
-
-
5
5
40
31
40
30
40
35
160
127
Количество часов
7-А
7-Б
7-В
4
4
4
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
и Русский язык
Литература
Родной язык
Родной язык(русский)
Родной язык(крымскотатарский)
Родной язык и
Родная литература
родная литература
Родная литература (русская)
Родная литература
1
1
(крымскотатарская)
Иностранные
Иностранный язык (английский)
3
3
3
языки
Второй иностранный язык
ОбщественноИстория России.
2
2
2
научные предметы Всеобщая история.
Обществознание
1
1
1
География
2
2
2
Математика и
Математика
информатика
Алгебра
3
3
3
Геометрия
2
2
2
Информатика
1
1
1
ЕстественноФизика
2
2
2
научные предметы Химия
Биология
1
1
1
Искусство
Музыка
1
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
Технология
Технология
1
1
1
Физическая
культура и основы ОБЖ
безопасности
2
2
2
жизнедеятельности Физическая культура
ИТОГО
30
30
30
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая культура
+1
+1
+1
Биология
+1
+1
+1
Максимально допустимая недельная нагрузка
32
32
32
Внеурочная деятельность
общеинтекультурн «Путешествуем
по 1
ое
Великобритании»
Всего финансируется
42
42
42
Использовано для финансирования
33
32
32
Предметные области
Учебные предметы
10
Количество часов
8-А 8-Б 8-В
Всего
12
6
3
3
2
3
3
2
9
6
3
6
9
6
3
6
3
3
3
3
6
90
3
3
96
1
126
97
Всего
Русский язык и
литература
3Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Общественно-научные
предметы
Математика и
информатика
Естественно-научные
предметы
Русский язык
Литература
Родной язык
Родной язык (русский)
Родной язык
(крымскотатарский)
Родная литература
Родная литература (русская)
Родная литература
(крымскотатарская)
Иностранный язык
(английский)
Второй иностранный язык
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Алгебра
Геометрия
Информатика
Физика
Биология
Химия
Музыка
Технология
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности
3
2
1
1
3
2
1
1
3
2
1
1
9
6
3
3
1
1
1
3
1
0,5
1
0,5
1
0,5
3
1,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1
1
1
3
-
-
-
2
2
2
6
1
2
3
2
1
2
2
2
1
1
2
1
2
3
2
1
2
2
2
1
1
2
1
2
3
2
1
2
2
2
1
1
2
3
6
9
6
3
6
6
6
3
3
6
1
1
3
31
31
93
+1
+0,5
33
+1
+0,5
33
3
1,5
99
0,5
0,5
1,5
43
33,5
43
33,5
129
100,5
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
1
жизнедеятельности
ИТОГО
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая культура
+1
Родная литература
+0,5
Максимально допустимая недельная нагрузка
33
Внеурочная деятельность
Междисциплинарный
Итоговый проект
0,5
курс
Всего финансируется
43
Использовано для финансирования
33,5
Предметные
области
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранные
языки
Учебные предметы
Русский язык
Литература
Родной язык
Родной язык(русский)
Родная литература
Родная литература
(русская)
Иностранный язык
(английский)
11
Количество часов
9-А 9-Б 9-В
4
4
4
3
3
3
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
9-Г
4
3
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
3
3
3
3
12
Всего
16
12
4
4
2
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика
Естественнонаучные предметы
Искусство
Второй иностранный язык
История России. Всеобщая
история.
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
ОБЖ
-
-
-
-
-
2
2
2
2
8
1
2
1
2
1
2
1
2
4
8
3
2
1
2
2
2
3
2
1
2
2
2
3
2
1
2
2
2
3
2
1
2
2
2
12
8
4
8
8
8
1
4
2
8
31,5
126
+1
+0,5
33
+4
+2
132
0,5
2
Технология
Физическая
1
1
1
культура и основы
безопасности
Физическая культура
2
2
2
жизнедеятельности
ИТОГО
31,5 31,5 31,5
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика
+1
+1
+1
Родная литература
+0,5 +0,5 +0,5
Максимально допустимая недельная нагрузка 33
33
33
Внеурочная деятельность
междисциплинерный
Итоговый проект
0,5
0,5
0,5
курс
Математика? Легко!!! 1
Основные темы курса
1
1
математики
общеинтеллектуальное
Основные понятия в
1
1
биологии
Мир химии
1
Путешествуем по
общекультурное
1
России
Права человека в
Социальное
1
современном мире
СпортивноОФП
1
1
1
оздоровительное
Всего финансируется
43
43
43
Использовано для финансирования
36,5 36,5 36,5
1
-
2
2
1
1
1
1
4
43
36,5
172
146
Учебный план на текущий учебный год является приложением к ООП ООО, утверждается
ежегодно.
Раздел 2.3. «Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного
общего образования» заменить разделом «Рабочая программа воспитания» следующего
содержания:
1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
12
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа воспитания предусматривает формирование нравственного уклада школьной
жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и
включающую игровую, познавательную, спортивнооздоровительную, социально значимую и
другую деятельность школьников 1-11 классов.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,
социализации, профессиональной ориентации, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся школы.
Отсюда, процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его
роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и
максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников;
- традиционными приоритетными направлениями в сфере воспитания детей в Республике
Крым является воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование
любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота страны;
- воспитание доброжелательного, бережного отношения к народам, населяющим Крымский
полуостров, формирование у детей и молодежи готовности к осознанной жизни в духе
взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими национальностями,
религиозными группами;
- воспитание жизнестойкости как черты характера, противостоящей любому негативному
влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
13
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников,
современный
национальный
идеал
личности,
воспитанной
в
новой
российской
общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
Республики Крым и России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях многонационального народа Крыма и Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации личностное развитие школьников, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть, в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Задачи воспитания:
1) развивать творческие способности одарённых детей Крыма, реализовывать их творческий и
интеллектуальный потенциал; стимулировать талантливую молодёжь Крыма, презентовать их
достижения в различных отраслях искусства, науки и других сферах деятельности,
популяризировать детское творчество; пропагандировать крымское региональное культурное
наследие; реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности,
пропагандировать региональный крымоведческий потенциал;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал с целью формирования любви к родному краю как основополагающего
элемента воспитания патриота Крыма и всей страны, бережного отношения к природному
наследию;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
14
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения,
ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь
школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума
(День солидарности в борьбе с терроризмом; Неделя безопасности; мероприятия, посвящённые
памятным датам);
участие в акциях: «Белый цветок», «Поезд Победы», шествии «Бессмертный полк»;
спортивные соревнования по: футболу, баскетболу, волейболу, «Президентские
состязания», «Президентские спортивные игры», «Зарничка», «Зарница», «Орленок»;
праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День освобожде- ния
района»;
открытые дискуссионные площадки - организуемый комплекс открытых дискуссионных
площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются
представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие,
нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, района (родительские
конференции, встречи с руководителями районной администрации и местного самоуправления
(депутатами Петровского сельского совета).
проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания,
праздники, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих (ежегодные соревнования «Папа, мама, я спортивная семья»; военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!»).
Наши школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня,
ключевые дела
адаптированы применительно к нашей сельской школе и направлены на воспитание
жизнеспособной личности, трудоспособной, социально активной, умеющей и желающей строить
свою жизнь на селе, трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой
Родине, с чувством ответственности за нее.
Задача непростая и решать ее можно только всем миром, сельским социумом. За этим наша
особая миссия школы – социокультурного центра села, ориентированная на достижение цели на
основе совместных усилий семьи, школы, социума в целом.
На школьном уровне:
общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: («День матери», «День
Рождения школы», Новогодние праздники, фестиваль детской песни «Вместе весело шагать»,
Вечер встречи выпускников, «День Защитника Отечества», «8 марта - Международный женский
день», конкурс «Мисс Весна», фестиваль инсценированной песни, посвященной Дню Победы,
классные часы; выставки рисунков «Я помню, я горжусь…»; конкурсы чтецов, посвященные Дню
15
Матери, Дню Победы, которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих);
«Школьная спортивная лига» – комплекс соревнований (День Здоровья, Веселые
старты; шашки, шахматы, настольный теннис, волейбол, баскетбол, мини-футбол), направленный
на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового
образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений;
торжественные ритуалы посвящения («1сентября - День знаний», «Последний звонок»,
«Выпускной вечер», «День учителя», «День первоклассника», «Праздник прощания с Букварём»);
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад
в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия
и уважения друг к другу («Парад достижений»).
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Классный руководитель организует работу с классом; индивидуальную работу с
обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе;
работу с родителями учащихся или их законными представителями, социальными партнёрами.
Участие классных руководителей в ежегодном крымском региональном конкурсе
педагогического мастерства «Лучший классный руководитель»; в ежегодном крымском «Форуме
классных руководителей»; региональном конкурсе видео уроков «Урок нравственности»; в
региональном этапе Всероссийского конкурса «Воспитать человека».
Работа с классом:
изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные
характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном
коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия школьников
в деятельности и для определения уровня социальной активности обучающихся;
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; выработка совместно со
школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они
должны следовать в Школе; организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны,
16
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- тематика классных часов разрабатывается на год: тематические (согласно плану классного
руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, стране),
способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие
лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива,
поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на
устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы;
организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие,
позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и
заботы о здоровье других людей.
Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют разнообразные
формы. Это однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые вместе с
родителями; празднования дней рождения детей класса, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера,
дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива.
Индивидуальная работа с учащимися:
наблюдение, анализ поведения, индивидуальные поручения, беседы;
создание личного портфолио обучающегося;
работа с одарёнными детьми;
работа с детьми «группы риска»;
привлечение специалистов.
Работа с учителями, преподающими в классе:
работа ШМО классных руководителей - по плану;
работа по циклограмме на учебный год: работа МО педагогов, работа совета по
профилактике, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками;
- посещение учебных занятий, мини-педсоветы по проблемам класса, ведение дневника
наблюдений (по необходимости), индивидуальные беседы с учащимися, работа с педагогомпсихологом и социальным педагогом (по необходимости).
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания
помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений
между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
родительские собрания (тематические, организационные, аналитические, итоговые,
комбинированные, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми);
информационные стенды;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей;
- привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной
направленности, Всероссийского родительского собрания;
- работа через интернет - ресурсы: сайт школы;
индивидуальное консультирование - по плану педагогов или личном запросе;
совместные дела: организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и Школы; анкетирование и тестирование
родителей.
17
3.3. Модуль « Внеурочная деятельность и дополнительное образование»
(возможна корректировка модуля в августе, в связи с уточнением курсов внеурочной
деятельности и дополнительного образования)
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования преимущественно осуществляется через:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Внеурочная деятельность:
ежегодная Научно-исследовательская конференция «Первые открытия» для
Курчатовского класса;
- организация проведения предметных недель в течение года (математика, русский язык,
окружающий мир, физическая культура, предметы художественно-эстетической
направленности);
участие в школьных и муниципальных олимпиадах;
«Умники и умницы»;
«Финансовая грамотность»;
«По дороге безопасности»;
«Мир шахмат».
Дополнительное образование:
«Юный журналист»
Художественное творчество.
Курсы внеурочной
деятельности и
дополнительного образования, создающие благоприятные условия для социальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре
и их общее духовнонравственное развитие.
Внеурочная деятельность:
«Страна рукоделия»
- «Оригами»
проектно - творческая деятельность: конкурсы фотогазет, мультимедийных
презентаций
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у
них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Внеурочная деятельность:
проект «Психология общения» - коммуникативная деятельность: практикумы, тренинги,
социально-значимые проекты, конкурсы, шефская работа.
парад достижений - ежегодное шествие в конце учебного года, где вся школа чествует
обучающихся, добившихся хороших результатов в образовании.
Дополнительное образование:
«Медиа вокруг нас».
Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю,
его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Внеурочная деятельность:
-
18
«Крымоведение»;
посещение краеведческих музеев;
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Внеурочная деятельность:
участие в ежегодных районных соревнованиях по футболу, волейболу;
ежегодная районная оборонно - спортивная игра «Зарничка», «Зарница», «Орленок»;
«Азбука здоровья»;
Дополнительное образование:
работа Школьного Спортивного Клуба (ШСК) «Олимп»;
Юнармия.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду (Экологические субботники, акция «Чистый
двор»).
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Внеурочная деятельность:
участие в районных предметных и метапредметных олимпиадах;
участие в конкурсах, играх, викторинах в сети Интернет и др.
«Подвижные игры».
-
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
3.4.
19
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
участие школы в эксперименте «Курчатовский проект»;
- проведение в единых уроков в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных
к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и
событиям российской истории и культуры, в также посвященных памятным датам в истории
Республики Крым:
урок, посвященный Крымской войне 1853-1856 годов;
урок, посвященный годовщине деятельности Государственного Совета Республики Крым;
урок по теме: «День Республики Крым»;
урок по теме: «Россия и Крым – общая судьба», посвященный воссоединению России и
Крыма, а также годовщине со дня проведения в Республике Крым всенародного референдума;
урок, посвященный Дню Государственного герба и Государственного флага Республики
Крым;
Новые знания появляются благодаря совместным усилиям школьника и педагога. При этом
важно, чтобы задаваемые учителем вопросы воспринимались не как контроль учителя за
усвоением знаний ученика, а как диалог личности с личностью, чтобы задания хотелось
выполнять, не отдавая этому времени часть жизни, а приобретая через них саму жизнь.
Создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов,
открытых образовательных ресурсов, систем управления позволяет создать условия для
реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих принципов образования XXI века: «образование
для всех», «образование через всю жизнь», образование «всегда, везде и в любое время». У
обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности,
способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается
ценностное отношение к миру.
3.5.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение - это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. Его правовой основой является:
- ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях"
(ст. 5).
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями и дополнениями).
- Письмо Минобразования РФ от 11 февраля 2000 г. № 101/28-16 «О направлении методических
рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных
учреждениях»
С целью развития и воспитания молодежи на основе здорового образа жизни, нравственных
ценностей и патриотизма в Республике Крым развивается деятельность Крымского отделения
Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ».
В школе создан и развивается юнармейский отряд.
Одним из эффективных путей в реализации данного направления является создание кадетских
классов.
20
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности кадета основано на национальных
духовных и культурных ценностях, исторических традициях страны, их воплощении в
повседневной деятельности.
Обучающиеся кадетских классов изучают спасательное дело, строевую и пограничную
подготовку, лагерную практику, историю России, воинские уставы, правила дорожного движения,
занимаются в кружках по физической культуре, борьбе, стрельбе. Принимают участие в смотрах и
военно-патриотических конкурсах.
С 2021 учебного года в школе создается кадетский класс.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных
органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку
возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
В школе создан и развивается Школьный Спортивный Клуб «Олимп».
3.6.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Основная цель модуля «Ученическое
самоуправление» в МБОУ «Петровская школа №1» заключается в создании условий для
выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных
со взрослыми решений, а также для включения обучающихся школы в вариативную коллективную
творческую и социально-значимую деятельность. Участие в самоуправлении даёт возможность
подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного
общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную
ответственность за свои решения и поступки.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
Ученическое самоуправление в школе представлено в форме Совета Старшеклассников. В состав
Совета Старшеклассников входит 13 человек. Возглавляет Совет Старшеклассников Президент
школы. Президент школы избирается 1 раз в два года, тайным голосованием в котором принимают
участие учащиеся 5-11 классов. Полномочия Президента длятся 2 года.
В школе сформированы министерства:
-Министерство образования;
-Министерство внутренних дел;
-Министерство информации;
-Министерство милосердия;
-Министерство культуры и отдыха;
-Министерство туризма и спорта;
-Министерство экологии.
Один раза в месяц собирается Совет Старшеклассников, на котором происходит анализ
сделанных за истекший период дел и обсуждаются предложения как, в какой форме проводить
запланированные на следующий этап мероприятия, корректируется время, ответственные и пр.
За последние годы выросли активность и интерес учащихся к различным творческим делам.
Они сами проявляют инициативу, участвуют в составлении собственных сценариев. Ученическое
самоуправление обеспечивает участие всех школьников в управлении делами коллектива своего
21
класса и школы, помогает руководству школы, педагогическому коллективу в осуществлении
поставленных организаторских и воспитательных задач.
На уровне классов:
Через деятельность выбранных по инициативе обучающихся класса лидеров,
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей, другие
обучающиеся класса узнают о предстоящих мероприятиях, могут коллегиально скорректировать
работу в своём классе.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями
и т.п.
3.7. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство - это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на
благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть
событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в
проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне
района, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников,
направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство
позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство
позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На уровне школы:
участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с
гостями школы;
участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников,
утренников, тематических вечеров;
участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (благоустройство
клумб, уход за деревьями и кустарниками);
участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в качестве
ведущих, выступающих;
участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение листовок, буклетов и
т.п.;
участие обучающихся в работе на пришкольном участке во время проведения акций и
летняя практика;
посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в
микрорайоне расположения школы;
участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи
для нуждающихся;
- благотворительная акция и ярмарка «Белый цветок»;
Мероприятия в рамках Дня защиты детей;
Мероприятия в рамках Дня Победы.
3.8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы. Познаем Крым вместе»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
22
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
- эпизодические пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их
классными руководителями и родителями обучающихся: в музей, в театр, кинотеатр, бассейн, на
предприятие, выезды на природу;
- в районную детскую библиотеку, Петровскую сельскую библиотеку на мероприятие ( по
приглашению и отдельному плану работы библиотеки);
- экскурсии в организации и на предприятия, в том числе, сельскохозяйственные, села, района и
республики;
- выезд в другие населённые пункты в музеи, дворцы, парки, театры, на концерты, представления,
в цирк и др.;
- выезд в другие населённые пункты для участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях др.
3.9.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Педагог актуализирует профессиональное самоопределение обучающихся, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
- встречи с участием представителей различных профессий;
- экскурсии на предприятия района и села, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
- встречи со специалистами Центра занятости, проведение уроков профориентации;
- встречи с преподавателями различных учебных заведений;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий
(http://metodkabinet.ru/,
http://мойориентир.рф/https://proektoria.online/news/projectnews/prodolzhenie_cikla_vserossijskih_otkrytyh_ur
okov/
и
др.),
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования
(https://proforientator.ru/tests/; https://postupi.online/ и др.),
- участие в работе всероссийского профориентационного проекта «ПроеКТОриЯ»
(https://proektoria.online/), созданном в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
- участие школьников в Программе ранней профессиональной подготовки и профориентации
WorldSkills.
23
3.10. Модуль «Школьные и социальные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
- газета «Пульс школы», на страницах которой освещаются наиболее интересные события жизни
школы, участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня,
ученического самоуправления. Для выпускников размещаются материалы о вузах, колледжах.
Редакция газеты организует конкурсы рассказов, статей, поэтических произведений;
- медиацентр – созданная из заинтересованных учащихся группа информационно-технической
поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное
сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров;
- школьное телевидение – группа заинтересованных учащихся и педагогов, которые делают
программу «Школьные новости» для просмотра в холле 1 этажа, размещения на сайте школы. В
телевизионных новостях освещаются события жизни школы, обсуждаются проблемы с
представителями администрации лицея, педагогами, родительской общественности, ученического
самоуправления;
- совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных стендов в школе и
классах;
- информирование осуществляется через школьный сайт и сайты (группы) классов.
3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии её грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает
настроение,
предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с
обучающимися, проявляющее фантазию и творческие способности учащихся, создающее повод
для длительного общения педагогов с детьми.
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников,
позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг
друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых
делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение школьной и пришкольной территории, разбивка клумб;
- оформлением пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, фотозон, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка бренда образовательной организации (брендинг – это
совокупность приемов, способов и методов создания бренда школы и его дальнейшее продвижение
посредством буклетов, афиш, социальных сетей, сайта ОО). В школе принято ярко, интересно,
творчески проводить праздники: День знаний, День учителя, последний звонок для выпускников,
выпускной вечер. Специальные события школы – это источники позитивной информации, но
важно заниматься и продвижением самих событий, формировать интерес к ним, рекламировать их
(эффективно размещать на территории школы афиши, давать анонсы событий в СМИ, размещать
анонсирующую и итоговую информацию на официальном сайте школы).
- представительство школы в интернете: создание и управление официальным сайтом школы,
24
работа в рамках социальных сетей;
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды
(стенды, плакаты, стела «Я люблю МБОУ «Петровская школа №1») на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.12. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с целью
привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается установлением
партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Формы участия родителей или законных
представителей школьников в управлении образовательным учреждением: социальные заказчики
образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг; эксперты качества
образования; защитники прав и интересов ребёнка.
Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает
формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности
родительской
общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.
На групповом уровне:
1. Участие родителей в управлении школой:
Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей.
2. Вовлечение родителей или законных представителей школьников в образовательный
процесс:
- классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых учитываются возрастные
особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания: «Показатели
нормативного и ненормативного поведения детей младшего школьного возраста», «Лишь у
счастливых родителей вырастают счастливые дети», «Им уже 13. Будем вместе с ними, а не над
ними», «Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии
старшеклассника»;
- День открыты дверей - родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных
учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в
школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников.
3. Повышение психолого–педагогической компетентности родителей или законных
представителей школьников:
- общешкольные родительские собрания – 2 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых
проблем нравственно-смыслового отношения школьников к собственному образованию и
«образовыванию» как личности, качества школьной жизни, учебных достижений и успехов детей
в предпочитаемых ими видах деятельности;
- обучение родителей, законных представителей несовершеннолетних детей образовательной
организации основам детской психологии и педагогики (во исполнение п.7 поручения Президента
Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № ПР-2876); семейный всеобуч, на котором
родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов,
врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в
деле воспитания детей;
-мероприятия по совместному (родители и учащиеся) благоустройству территорий.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых
проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных
мероприятий воспитательной направленности;
25
- индивидуальные консультации родителей или законных представителей школьников со
школьными специалистами, педагогами, администрацией, c целью координации совместных
усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ФГОС ОО.
Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное
пространство школьной жизни через совместную деятельность родителей и обучающихся.
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по решению администрации образовательной организации)
внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного
процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание
и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
являются следующие:
результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова динамика
личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?);
воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в
определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с
реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они
к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей;
доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные
отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми
людьми?);
управление воспитательным процессом в образовательной организации (имеют ли
педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих
воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей
ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную
работу со школьниками?);
- ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации (в каких
материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации
воспитательного процесса, особенно нуждается школа - с учётом ее реальных возможностей; какие
имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?).
26
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.
27
28