ПРИНЯТО
На педагогическом совете
МБОУ «Петровская школа №1»
Протокол № 14 от 29.08. 2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________ И.И. Васькив
Приказ № 354 от 29.08. 2023 г.
Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального
общего, основного общего и среднего общего образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в муниципальном общеобразовательном учреждении «Петровская школа № 1» (далее – школа).
1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП
НОО);
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП
ООО);
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП
СОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО третьего поколения);
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (далее – ФГОС НОО второго поколения);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(далее – ФГОС ООО третьего поколения);
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения);
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО);
1
•
•
устава МБОУ «Петровская школа №1»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Петровская школа №1»;
1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
•
•
•
•
•
•
•
•
уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и
(или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы;
образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
рабочая программа – методический документ, определяющий организацию образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий
достижение планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня
образования;
учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающий
предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого
материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня
подготовки;
учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания образования,
расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах
которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического
блока учебного предмета;
учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов;
оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольноизмерительные материалы.
1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и
уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня
образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного плана образовательной
организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогическим работником или группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы.
1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:
2
•
•
•
•
•
•
обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком;
обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования;
создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению;
обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и
контингента обучающихся;
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
1.6. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир».
1.7. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО и
ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».
1.8. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки рабочих
программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.
1.9. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника.
1.10. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно,
до замены его новым положением.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с
требованиями:
ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее
— ФГОС третьего поколения);
• ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС
ООО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС СОО,
утвержденного приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (далее — ФГОС второго поколения);
• ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО;
• локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.
•
2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в
том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО, ООО, СОО, разработанных по ФГОС третьего поколения.
3
2.2.1. Рабочие программы ООП НОО, ООО, СОО, в том числе программы для обучающихся
по адаптированным образовательным программам, программы для обучающихся индивидуально на дому, программы внеурочной деятельности, программы элективных учебных предметов, должны содержать следующие обязательные компоненты:
•
•
•
•
•
•
пояснительную записку;
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельнсти), учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
Приложение 1: тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные
учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми
для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании;
Приложение 2: поурочное планирование;
Приложение 3: контрольно-оценочные материалы (ФОС) – при наличии обязательных контрольных работ.
2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653.
2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего
Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в разделе «Содержание учебного курса».
Приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (образец)
5 КЛАСС
Количество часов
Электронные
№ Наименование разделов и тем
Контроль Практи (цифровые)
п/п программы
Всего
ные
ческие образовательные
работы работы ресурсы
Библиотека ЦОК
Натуральные числа. Действия с
1
43
1
0
https://m.edsoo.ru/
натуральными числами
7f4131ce
2
Наглядная геометрия. Линии на
плоскости
12
0
2
7
Повторение, обобщение и
систематизация знаний
10
1
0
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f4131ce
Количество часов
Электронные
№ Наименование разделов и тем
Контроль Практи (цифровые)
п/п программы
Всего
ные
ческие образовательные
работы работы ресурсы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
170
6
4
ПРОГРАММЕ
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте.
4.2. Электронная версия рабочей программы учителя, созданная на основе ФОП, предполагает использование Федеральной образовательной программы баз корректировок учителя, поэтому используется в том виде, в котором она представлена на официальных ресурсах. Тематическое и календарное планирование форматируются в редакторе Word шрифтом Times
New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине с автоматической расстановкой переносов, поля верхнее, нижнее, левое – 1,5 см, правое – 3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы
формата А 4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не
предусматривается автором рабочей программы. Не допускается альбомное расположение
таблиц, в том числе созданных с помощью ресурса https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
Тематическое и поурочное планирование учителя учителя должны иметь титульный лист,
утвержденной выше формы (книжный формат). Рабочие программы внеурочной деятельности, элективных учебных предметов, имеют титульный лист:
ОБРАЗЕЦ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петровская школа №1»
«Утверждаю»
«Рассмотрено»
«Согласовано»
Директор МБОУ
Руководитель
ШМО Заместитель директора
«Петровская школа №1»
учителей -филологов
по УВР
__________/О.С. Кузнецова __________/Н.П.Пахарчук/
__________/И.И. Васькив
Протокол №___
Приказ № 354
от «___» ___________2023 г «___» ___________2023 г
от «29» августа 2023 г
Рабочая программа
элективного учебного курса по истории
«История России для кадетов»
для 5-Кд класса
на 2023-2024 учебный год
Учитель Денисова Л.Г.
с. Петровка, 2023
5
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Электронный вариант рабочей программы размещается на официальном сайте школы.
4.5. Печатная версия рабочей программы с приложениями подлежит хранению в школе у администратора в течение всего периода ее реализации в месте, установленном директором
школы.
4.6. Учитель – предметник должен иметь в личном пользовании распечатанный вариант приложения «Тематическое планирование» и поурочное планирование к рабочей программе,
оформленный в соответствии с данным локальным актом.
4.6. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде краткую аннотацию для
сайта школы, в которой указывает:
•
•
•
•
название рабочей программы;
краткую характеристику программы;
срок, на который разработана рабочая программа;
список приложений к рабочей программе.
6
ОБРАЗЕЦ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петровская школа №1»
«Утверждаю»
«Рассмотрено»
«Согласовано»
Директор МБОУ
Руководитель
ШМО Заместитель директора
«Петровская школа №1»
учителей -филологов
по УВР
__________/О.С. Кузнецова __________/Н.П.Пахарчук/
__________/И.И. Васькив
Протокол №___
Приказ № 354
от «___» ___________2023 г «___» ___________2023 г
от «29» августа 2023 г
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(приложение №1,2 к рабочей программе)
по учебному предмету «Русский язык»
для 5-Б класса
(основное общее образование)
УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ
Учитель О.С.Кузнецова
Петровка 2023
7
Приложение №3
Поурочное планирование (основной вариант), созданное при помощи конструктора рабочих
программ https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
№
Тема урока
К/р П/р Дата проведения Примечание Электронны
у
урока
е (цифровые)
р
образователь
по
по
о
ные ресурсы
плану факту
к
а
1 Сложение и вычитание
натуральных чисел
01.09.23
Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/f2a208ec
2 Сложение и вычитание
натуральных чисел. Оценка и
прикидка результата
04.09.23
Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/f2a20aea
Приложение №3/1
Календарно-тематическое планирование (вариант2)
разрабатывается при невозможности создания КТП в конструкторе рабочих программ
https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
№ Тема урока
Дата
проведения Примечание
уро
урока
ка
по плану по факту
Повторение (5 ч.)
1
Повторение изученного в 4 классе
2
Повторение изученного в 4 классе
3
Повторение изученного в 4 классе
Приложение №3/2
Образец оформления поурочного планирования
ного обучения на дому
1
Тема урока
Писатели о роли книги в жизни человека.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
2
5
6
Славянская мифология.
Фольклор и русская (родная) словесность.
Русские пословицы и поговорки.
Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
А.Н.Толстой «Фофка»,
А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»
7
Контрольное классное сочинение
3
4
8
при оформлении прораммы индивидуальПЛАН
05/09
Самостоятельное
изучение
19/09
Самостоятельное
изучение
03/10
Самостоятельное
изучение
17/10
ФАКТ
8
Бажов П. «Голубая змейка»
9
10
Зощенко М. «Галоши».
Зощенко «Глупая история»
11
12
Платонов А. «Солдат и царица».
Платонов А. «Волшебное кольцо».
13
14
А.И.Куприн «Слон».
Миниатюры Г.Цыферова.
15
16
Контрольная работа за первое полугодие
Стихи и проза Тима Собакина.
17
18
Кассиль Л. "У классной доски"
Кассиль Л. "У классной доски"
19
20
Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки
Тургенев И. "Воробей"
21
22
Чехов А. "Ванька"
Тамара Крюкова «Экстрасенс»,
23
24
Тамара Крюкова «Дольче и Габбана»
Мориц Ю. "Малиновая кошка" (стихи)
25
Михалков С. Басни
9
Самостоятельное
изучение
07/11
Самостоятельное
изучение
21/11
Самостоятельное
изучение
05/12
Самостоятельное
изучение
19/12
Самостоятельное
изучение
09/01
Самостоятельное
изучение
23/01
Самостоятельное
изучение
06/02
Самостоятельное
изучение
20/02
Самостоятельное
изучение
06/03